Обладает ли психолог-консультант состраданием? Или это понятие выглядит архаично в контексте современного понимания консультативной работы?
А может быть и то и другое: психолог обладает состраданием, но старается соответствовать "народному" представлению об архаичности этого понятия и всячески скрывает это качество, или, по меньшей мере, не демонстрирует. А может быть его и нельзя продемонстрировать?
Так есть-ли, и, если есть, то что же это: сострадание психолога - консультанта?
Термин этот не такой уж простой и расхожий, каким представляется, он спорный и по-разному трактуется. Он нередко используется и в моем личном словаре, и эта статья - попытка самому разобраться и найти ему правильное место.
Это важно ещё и потому, что он не редко возникает в контексте разговоров о душе, и есть много вызывающих похожие ассоциации слов: сочувствие, доброта, сопереживание, милосердие (тема нашего последнего журнала) и пр.
Наверное, есть одно важное отличие его от других похожих слов - это наличие такой характеристики, как активная жизненная позиция. Действительно, если несмотря на наше понимание и сочувствие человеку и его жизненной ситуации, это не находит своей реализации в наших действиях, в нашем отношении к человеку, то это не сострадание, это даже хуже, чем бесчувствие и глупость. "Оставаясь лишь идеей, сострадание не имеет особой ценности. Оно должно стать сутью нашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки" - говорит Далай Лама.
В сострадании много от ясного понимания взаимности и связности наших жизней, такого как у близких людей, как у матери и ребёнка. Вряд ли можно помочь человеку, хладнокровно, как ребус, разгадывая извивы его души и душевную механику, породившую его проблемы. Именно хладная активность нашего беспокойного разума приводит к их появлению, и только теплое человеческое участие и желание помочь человеку может дать ему образец иного восприятия и отношения к жизни, где нет места хитрости, жадности, поискам временной выгоды.
Это та Сила, которая может, по крайней мере, приостановить порождение новых проблем и несчастий, а в сочетании со знаниями, компетентностью психолога (или работника иной помогающей профессии) поможет решить и уже существующие.
Пока существует мир,
Пока его населяют живые существа,
Я останусь в нём,
Чтобы помогать, чтобы служить,
Чтобы сделать свой вклад - это одна из любимых молитв Далай Ламы, вся жизнь которого проникнута состраданием.
У профессионального психолога нет похожей клятвы, этому их не учат в университетах, но, сталкиваясь ежедневно с человеческими несчастьями и с собственной профессиональной обязанностью пополам с желанием, помочь им, начинаешь постепенно понимать, что никакие знания, техники, которым учился и продолжаешь учиться, не оказывают такого влияния, как наше сострадание, наше активное желание, наше старание помочь тому, кто сидит перед тобой.
Да, этому невозможно обучиться, это незаметно непосвящённому, это как тайное посвящение, которое проводит с некоторыми из нас, вставших на путь помощи, наша жизнь. Но посвящённый легко отличит его от любых "подделок", типа подбадривания, "сопливой (слезливой)" жалости и душевного "поглаживания". И результат этих похожих действий кардинально отличается. "Оживление", прилив энергии, радости, ясности и благодарности - в одном случае, и пессимизм, усталость и безысходность - в другом.
А Если сострадание и заметно непосвящённому, то оно может казаться жестоким, а "сострадающий" - черствым и бессердечным. Но, к сожалению, в жизни очень много ситуаций когда "чтобы научиться плавать, нужно плавать", и сострадающий психолог лучше других может распознавать их и, как хороший учитель плаванию, не станет учить плавать дома, на суше.
Жалостливое сочувствие, иногда путаемое с состраданием, несмотря на что кажется "добрым делом", на самом деле обесценивает значимость ситуации, отнимает силы, останавливает человека в развитии и росте, и в большинстве случаев более вредно, чем полезно.
В условиях нашей суровой и непростой жизни умение посмотреть правде, какая бы тяжёлая она ни была, прямо в глаза, назвать вещи своими именами и суметь ответить этим реальным условиям адекватными мерами - вот истинно активная и мудрая позиция сострадательного психолога.
И он делает это, постоянно преодолевая трудности и сложности вместе со своим клиентом, попавшим в них.